План работы по ЗОЖ с детьми младшего возраста
Месяц |
Содержание работы |
Цели проводимой работы
|
Сентябрь |
Вводное занятие: «Что такое здоровье?»
|
Познакомить детей с понятием «здоровье»; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни. |
Беседа: «Культурно-гигиенические навыки». |
Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук. |
|
Развлечение: «Еж-чистюля». |
Формировать эмоциональный отклик детей на предложенную ситуацию. |
|
Чтение потешки: «Расти коса». |
Приучать детей следить за своим внешним видом; закреплять умение пользоваться расческой; вызвать желание всегда быть опрятным, аккуратным. |
|
Занятие: «Овощи и фрукты – полезные продукты». |
Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов. |
|
Чтение стих. Ю.Тувима «Овощи». |
Формировать представления детей о назначении овощей и способах их использования. |
|
Худож. творчество: лепка, аппликация, рисование на тему: «Овощи и фрукты». |
Развивать умение передавать в творческой работе особенности внешнего вида овощей и фруктов.
|
|
Дидактические игры: «Угадай, что это», «В саду – на огороде». |
Учить различать фрукты и овощи на вкус, ощупь; называть и группировать их. |
|
Дыхательные тренажеры (методика Фролова). |
Познакомить детей с дыхательными тренажерами. Рассказать о пользе дыхательных упражнений. |
|
Октябрь |
Занятие: «Чистота – залог здоровья». |
Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности. |
Чтение худ. литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния Барто «Девочка Чумазая». |
Формировать у детей культурно – гигиенические навыки на образе литературных героев. |
|
|
Дидактическая игра: «Нас лечат врач и медсестра». |
Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять. |
Сюжетно-ролевая игра: «Больница». |
Воспитывать интерес и доверительное отношение к доктору. |
|
Использование дыхательных тренажеров. |
Формировать у детей навык вдоха через нос и долгого выдоха. |
|
Ноябрь |
Занятие: «Если ты заболел». |
Формировать сознательное отношение к выполнению гигиенических навыков; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. |
Дидактическая игра: «Письмо заболевшему товарищу». |
Воспитывать у детей внимательность, доброжелательность, готовность доставлять радость своим товарищам; учить детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, находить слова поддержки. |
|
Экскурсия в мед. кабинет. Беседа с врачом. |
Дать детям представление о простудных заболеваниях (о поведении больного и здорового ребенка) |
|
Дыхательные упражнения. |
Формирование навыка правильного выполнения дыхательного упражнения. |
|
Чтение худ. произведения К.И. Чуковского: «Айболит». |
Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью.
|
|
Декабрь |
Беседа: «Спорт – это здоровье». |
Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье. |
Игра – занятие «Мы – разные» |
Дать детям представления о том, что все люди разные, не похожи друг на друга, у людей разные лица, рост, возраст. Познакомить с признаками пола (именем, прической, одеждой). Воспитывать интерес к познанию себя. Развивать наблюдательность. |
|
Чтение худ. литературы: Е.Кан «Наша зарядка», В. Суслов «Про Юру и физкультуру». |
Формировать у детей желание заниматься физической культурой. Дать понятие о пользе гимнастики, физических упражнений. |
|
Дидактическая игра: «Знаешь ли ты?»
|
Закреплять знания о видах спорта; Воспитывать уважение к спортсменам, желание заниматься спортом. |
|
|
День Здоровья. |
Вызвать у детей радостное, бодрое настроение; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; поддерживать в детях спортивный дух, желание заниматься физической культурой; вести здоровый образ жизни. На прогулке, во время утренней гимнастики, физкульт. занятий обращать внимание на ловкость, силу, осанку детей, их здоровье (работа проводится в течение всего года). Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; вызвать желание совершенствовать свое физическое развитие, воспитывать потребность в ЗОЖ. |
Январь |
Занятие: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» |
Познакомить детей с эффективными средствами укрепления здоровья; формировать у детей представления об ответственности человека за здоровье |
Чтение худ. литературы: С. Михалков «Про мимозу», В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!» |
Формировать у детей привычку анализировать свое самочувствие, познакомить с понятием «закаливание», для чего оно необходимо. Привести примеры закаливания. |
|
Дидактическая игра: «Малыши- крепыши». |
Учить детей вести здоровый образ жизни – заниматься физкультурой, закаляться, правильно и вовремя питаться, формировать хорошую осанку и соблюдать режим дня. |
|
Физкультурное развлечение: «В гости к белочке». |
Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения. |
|
Дыхательные упражнения |
Самостоятельное использование детьми дыхательных тренажеров. |
|
Февраль |
Беседа «Соблюдай режим дня».
|
Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим для сохранения и укрепления здоровья. |
Аппликация (коллективная) «Режим дня». |
Формировать у детей понятие об очередности режимных моментов, о важности соблюдения режима дня. |
|
|
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом». |
Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета; составлять небольшой рассказ. |
Дидактическая игра: «Кто что делает». |
Закреплять названия зимних видов спорта. |
|
Физкультурное развлечение: «Путешествие в Простоквашино». |
Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения.
|
|
Дыхательные упражнения. |
Формирование навыка глубокого дыхания. |
|
Март
|
Занятие: «Уроки Айболита» |
Дать детям элементарные знания о частях тела человека и их назначении (у человека есть туловище, две руки, две ноги, голова, лицо; на лице – нос, глаза, брови, рот). Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, интерес. |
Чтение худож. литературы: Г. Юдин «Микробы»; Р. Корман «Микробы и мыло». |
Формировать у детей навыки личной гигиены на примере литературных героев. |
|
Досуг «Микробы нас не победят». |
Создание эмоционально – психологического настроя детей на соблюдение правил личной гигиены. |
|
Дидактическая игра: «Полезные предметов». |
Учить объединять предметы в группы полезные для здоровья (предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты). |
|
«Праздник мыльных пузырей». |
Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать самостоятельность и активность. |
|
Физкультурный досуг: «В гости к нам пришел Петрушка». |
Формировать навыки здорового образа жизни на примере сказочного персонажа. |
|
Дыхательные упражнения. |
Формирование навыка глубокого вдоха и долго выдоха. |
|
Апрель |
Беседа «Зачем нужен сон?» |
Сформировать представления о сне; убедить детей в необходимости сна для сохранения и укрепления здоровья; познакомить с правилами здорового сна. |
Чтение худож. литературы: П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час». |
Формировать представления о пользе сна, о необходимости вечером ложиться спать во время, а днем соблюдать тихий час. |
|
|
Игра – занятие: «Уроки Айболита -2» |
Дать знания о человеке, как живом существе (для жизни ему нужны дом, чистая вода и пища). Чтобы человек хорошо себя чувствовал , ему нужно отдыхать, гулять, заниматься физкультурой, не сердиться). Воспитывать интерес к себе и окружающим людям. Развивать наблюдательность. |
|
Дидактическая игра: «Сложи картинку». |
Закреплять умение собирать из частей целое.
|
Игра: «Если ты пассажир». |
Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в городском транспорте. |
|
Сюжетно-ролевая игра: «Автобус». |
Формировать уважительное отношение к труду водителя. |
|
Физкультурное развлечение: «Проходите, путь открыт!» |
Дать детям сведения о работе светофора; убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода.
|
|
Дыхательные упражнения. |
Формирование навыка глубокого вдоха и долго выдоха. |
|
Май |
Игра - занятие: «Уроки Знайки». |
Дать детям элементарные знания о месте обитания человека (живет в доме, дома бывают разные – по величине и т.д. Закреплять умение детей составлять целое из части. Развивать мышление, воспитывать интерес к окружающему миру. |
Дидактическая игра: «Чего не стало». |
Учить детей внимательно рассматривать картинки; развивать внимание, память. |
|
Дидактическая игра: «Парные картинки». |
Воспитывать у детей наблюдательность, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. |
|
Физкультурный досуг: «Ребятам о зверятах». |
Повысить двигательную активность детей, поднять настроение; развивать силу, ловкость, выносливость, координацию движений; воспитывать чувство товарищества. |
|
Итоговое занятие: «Путешествие в страну Здоровья». |
Закреплять и обобщать представления детей о здоровом образе жизни. |
|
Развлечение: «Бабушка-Загадушка к нам в гости пришла». |
Учить детей отгадывать загадки о ЗОЖ; создать атмосферу радостного настроения.
|
План работы по ЗОЖ с детьми старшей группы.
Месяц |
Содержание работы |
Цели проводимой работы
|
Сентябрь |
Занятие: «Я и другие люди». |
Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т. д. Расширять и закреплять представления о родственниках. |
|
Рисование: «Моя семья». |
Закреплять знания о всех членах семьи, подчеркнуть роль каждого из них (как заботятся друг о друге, как проводят выходные). |
|
Сюжетно-ролевая игра: «Семья». |
|
|
Дидактическая игра: «Чего не стало?» |
Учить внимательно рассматривать предметы, называть их; развивать внимание, память, речь. |
|
Дидактическая игра: «Собери картинку». |
Закреплять умение собирать из частей целое, активизировать словарь. |
|
Спортивный досуг: «Папа, мама, я – дружная семья».
|
Показать на примере, что семья может справиться с любыми трудностями, если она – дружная ; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать силу, ловкость, выносливость; создать атмосферу радостного настроения. |
Октябрь |
Занятие: «Царство грибов». |
Познакомить детей с одним из богатств леса – грибами. Показать, что грибы – и съедобные, и несъедобные – необходимы природе, все они часть леса. Воспитывать бережное отношение к природе. |
|
Художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, конструирование на тему: «Грибы». |
|
|
Развлечение: «Что нам осень принесла?»
|
Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов Закреплять правила поведения в лесу Воспитывать чувство благодарности к труду человека. |
|
Дидактическая игра: «Овощи и фрукты». |
|
|
Дидактическая игра: «Вершки – корешки». |
Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле. |
|
Сюжетно-ролевая игра: «Скорая помощь». |
Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным; запомнить телефон 03. |
|
Чтение худож. литературы: С. Маршак «Чем болен мальчик?», И. Туричин «Человек заболел». |
|
Ноябрь |
Занятие: «О дружбе и друзьях». |
Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. Учить детей определять свое настроение и регулировать его. Рассказать, как настроение отражается на состоянии здоровья. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сострадание к другим людям. |
|
Лепка: «Угощение для друга» |
|
|
Рисование: «Портрет моего друга». |
|
|
Чтение худож. литературы: А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Н. Калинина «Разве так играют?» |
|
|
Физкультурное развлечение: «Если с другом вышел в путь» |
Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи. |
|
Досуг: «К нам в гости пришла белочка». |
|
|
День Здоровья. |
|
Декабрь |
Занятие: «Скажи НЕТ вредным привычкам». |
Вспомнить правила бережного отношения к здоровью; учить детей отличать вредные и полезные привычки; формировать сознательный отказ от вредных привычек. |
|
Дидактическая игра: «Собери рюкзак в поход». |
|
|
Рисование: «Полезная и вредная привычки». |
|
|
Досуг: «Поговорим о здоровье». |
Вспомнить пословицы, поговорки, загадки, считалки о ЗОЖ. |
|
Дидактическая игра: «Что изменилось?» |
Учить внимательно рассматривать картинку; развивать память, наблюдательность, внимание. |
|
Дидактическая игра: «Собери картинку». |
Закреплять умение собирать из частей целое
|
Январь |
Занятие: «Внешнее строение человека». |
Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов; сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него. |
|
Чтение стихотворения «Тело человека» - М. Ефремова. |
|
|
Лепка: «Лыжник».
|
Закреплять умение изображать фигуру человека, форму частей тела, пропорции. |
|
Рисование: «Веселый клоун». |
|
|
Спортивные соревнования между мальчиками и девочками |
В игровой форме продемонстрировать физические и физиологические особенности организмов мальчиков и девочек; повысить двигательную активность детей; развлечься. |
|
Дидактическая игра: «Знаешь ли ты?» |
Закреплять знания детей о видах спорта; побуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы. |
Февраль |
Занятие: «Мои руки». |
Расширить представления детей о значении рук для жизни человека; развивать двигательные навыки, мелкую моторику; воспитывать бережное, ответственное отношение к своему телу. |
|
Дидактическая игра: «Зачем человеку руки?» |
|
|
Чтение худож. литературы: Н. Кнушевицкая «Руки»; С. Волков «Мои руки». |
|
|
Дидактическая игра: «Закончи предложение». |
Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. |
|
Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника». |
Научить детей различать труд врача и медицинской сестры, подражать их совместной работе, заботливому отношению к больным. |
Март
|
Занятие: «Мои ноги». |
Дать детям представление о том, что ноги – это опора человеческого тела; познакомить со строением ног, их основными функциями; учить детей заботиться о своих ногах; подвести к осознанию их значения для полноценной жизни. |
|
Чтение худож. литературы: Н. Кнушевицкая «Ноги». |
|
|
Досуг: «Что лучше: руки или ноги?» |
Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека. Показать детям, что одни действия лучше осуществлять руками, другие – ногами, третьи – при согласованном действии рук и ног; развлечься, поиграть. |
|
Физкультурное развлечение: «Что могут делать руки и ноги?» |
|
|
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». |
Учить выделять лишний предмет, объяснять свой выбор. |
Апрель |
Занятие: «Телевизор, компьютер и здоровье». |
Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье видеодисплейного терминала компьютера и телевизора; познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером и телевизором. |
|
Чтение худож. литературы: Н. Орлова «Телевизор». |
|
|
Гимнастика для глаз |
|
|
Занятие: «Глаза – орган зрения». |
Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека; рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений. Составить с детьми правила хорошего зрения. Познакомить с приемами оказания первой помощи при травме глаз. Убедить детей в необходимости беречь глаза. |
|
Чтение худож. литературы: Н. Кнушевицкая «Глаза»; Н. Орлова «Ребятишкам про глаза», «Береги свои глаза», «Про очки». |
|
|
Дидактическая игра: «Здоровый малыш» (зрение). |
|
|
Физкультурный досуг: «Весенние забавы». |
Удовлетворить потребность в двигательной активности; порадовать детей, повеселиться. |
Май |
Итоговое занятие: «Прислушиваемся к своему организму». |
Закреплять и обобщать представления детей о ЗОЖ. Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. |
|
Дидактическая игра: «Кому что нужно».
|
Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. |
|
Дидактическая игра: «Природа и человек». |
Закреплять, систематизировать знания детей о том, как природа помогает человеку быть здоровым. |
|
Спортивный досуг: «В гости к нам пришел Петрушка». |
Повеселиться, поиграть; порадовать детей.
|